Материал предоставлен Тарасевичем В.В. (РОСНИИ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу "Системный анализ и математическое моделирование" (весенний семестр)
1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Цель курса: приобретение студентами знаний и навыков по использованию подходов и методов системного анализа в решении задач, возникающих при проектировании и строительстве гидротехнических сооружений; получение навыков объектно-ориентированного программирования и представление знаний на ЭВМ.
Основными вопросами дисциплины являются:
- системы, основные понятия и определения;
- анализ и синтез систем;
- методы и алгоритмы принятия решений;
- объектно-ориентированный анализ;
- использование ЭВМ при решении задач системного анализа.
2. Содержание дисциплины
2.1. Содержание лекционного курса
№ п/п |
Наименование темы и содержание лекции |
---|---|
1 | Предмет и методы системного анализа. Системность как всеобщее свойство материи. Возникновение и развитие системных представлений. |
2 | Модели систем. Модель "черного ящика". Состав и структура системы. Искусственные и естественные системы. Классификация систем. Большие и сложные системы. |
3 | Роль измерений в создании моделей систем. Эксперимент и модель. Измерительные шкалы. Расплывчатое и вероятностное описание ситуаций. |
4 | Декомпозиция и синтез систем. Алгоритмизация процесса декомпозиции. Виды агрегирования. Эмерджентность и внутренняя целостность. |
5 | Исследование действий и решений. Многообразие задач выбора. Операция выбора решения. Критериальный язык описания выбора. Исследование операций многокритериального выбора |
6 | Язык функций выбора. Свертка критериев (линейная, мультипликативная). Выделение главного критерия и сведение задачи выбора к задаче линейного или нелинейного программирования. Пример: транспортная задача. |
7 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала". Метод уступок. Формирование множества Парето. |
8 | Выбор в условиях неопределенности. Выбор в условиях расплывчатой неопределенности. Анализ полезности. Оптимальные статистические решения. |
9 | Элементы теории игр. Выбор как стратегия в игре. Оптимальные и устойчивые стратегии. Цена игры. Игры против природы. Смешанные стратегии. |
10 | Элементы теории оптимального управления. Динамическое программирование. Достоинства и недостатки идеи оптимальности. |
11 | Особенности моделирования систем с участием людей. Обратная связь. Гомеостазис. Рефлексные и кибернетические системы. Программный метод управления. |
12 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур. Выявление целей. Формирование критериев. Генерирование альтернатив. Парадоксы голосования. "Мозговой штурм". Синектика. |
13 | Человеко-машинные системы. Проблема представления знаний на ЭВМ. Искусственный интеллект. Недоопределенность, распространение ограничений, семантические сети. Интеллектуальные и экспертные системы. |
14 | Языки представления знаний на ЭВМ. Императивные и декларативные языки. Языки "ЛИСП" и "ПРОЛОГ" - языки искусственного интеллекта. |
15 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование. Моделирование мира в состояниях. Языки высокого уровня: "Паскаль", "Си". Язык "С++" - язык объектно-ориентированного программирования. |
16 | Имитационное моделирование. Связь между имитационным и математическим моделированием и интеллектуальными системами. Языки имитационного моделирования |
17 | Математическое моделирование. Адекватность модели. Пример иерархии моделей для описания течения жидкости. |
2.2. Распределение часов лекционного курса
Распределение часов по формам обучения | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п |
Наименование темы лекции | Дневное | Вечернее | Заочное |
1 | Предмет и методы системного анализа. | 2 | ||
2 | Модели систем. | 2 | ||
3 | Роль измерений в создании моделей систем. | 2 | ||
4 | Декомпозиция и синтез систем. | 2 | ||
5 | Исследование действий и решений. | 2 | ||
6 | Язык функций выбора. Свертка критериев. | 2 | ||
7 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния до "идеала" | 2 | ||
8 | Выбор в условиях неопределенности. | 2 | ||
9 | Элементы теории игр. | 2 | ||
10 | Элементы теории оптимального управления | 2 | ||
11 | Особенности моделирования систем с участием людей | 2 | ||
12 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур | 2 | ||
13 | Человеко-машинные системы. | 2 | ||
14 | Языки представления знаний ЭВМ | 2 | ||
15 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 2 | ||
16 | Имитационное моделирование | 2 | ||
17 | Математическое моделирование | 2 |
2.3. Тема, содержание и распределение часов практических и лабораторных занятий
Распределение часов по формам обучения | ||||
---|---|---|---|---|
№ п/п |
Темы и содержание практических и лабораторных занятий | Дневное | Вечернее | Заочное |
1 | Предмет и методы анализа | 2 | ||
2 | Модели систем | 2 | ||
3 | Язык функций выбора критериев | 2 | ||
4 | Многовариантный выбор методом минимального расстояния "идеала" | 4 | ||
5 | Экспертные оценки и организация неформальных процедур | 2 | ||
6 | Языки представления знаний на ЭВМ. | 2 | ||
7 | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 4 | ||
8 | Математическое моделирование | 2 |
3. Методическое обеспечение дисциплины
Автор | Наименование | Год издания | Для каких занятий используется |
---|---|---|---|
Ф.И. Перегудов Ф.П. Тарасенко |
Введение в системный анализ | 1989 | лекции, самостоятельная работа, практика |
А. Холл | Опыт методологии для системотехники | 1975 | - " - |
Н.Н. Моисеев | Математические задачи системного анализа | 1982 | - " - |
С. Осуга | Обработка знаний | 1989 | - " - |
Г. Буч | Объектно-ориентированный лекции, анализ и проектирование | 1994 | лекции, практика |
В.В. Тарасевич | Системный анализ и математическое моделирование. Методические указания | 1995 | практика |
Приложение
Карта обеспеченности студентов специальности САПР ГТС учебной литературой по дисциплине "Системный анализ и математическое моделирование"
Виды и объем занятий в часах:
- Лекции - 34 часов
- Практические занятия - 20 часов
- Лабораторные занятия - 0 часов
- Курсовой проект (курсовая работа, РГР) - 0 часов
Автор | Наименование | Год издания | Для каких занятий используется | Кол-во студентов | Кол-во экз. |
---|---|---|---|---|---|
Ф.И. Перегудов Ф.П. Тарасенко |
Введение в системный анализ | 1989 | лекции, самостоятельная работа, практика | 13 | |
А. Холл | Опыт методологии для системо-техники | 1975 | - " - | 13 | |
Н.Н. Моисеев | Математические задачи системного анализа | 1982 | - " - | 13 | |
С. Осуга | Обработка знаний | 1989 | - " - | 13 | |
Г. Буч | Объектно-ориентированный анализ и проектирование | 1994 | лекции, практика | 13 | |
В.В. Тарасевич | Системный анализ и математическое моделирование. Методические указания | 1995 | практика | 13 |
Зав. учебным отделом библиотеки
"___" __________ 1996 г.
Конец раздела