Г.В. Соколов
МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Целью методов творчества является ускорение процесса решения проблем и повышение качества решения (уменьшение общественно-необходимого труда на единицу производимых жизненных благ). Основой методов служат законы развития техники и психологические особенности творческого процесса. Под каждую задачу ищется свой метод решения, состоящий из набора известных методов и неизвестных, так как в процессе жизнедеятельности человека постоянно меняются условия, цели, а, следовательно, и задачи.
Основной проблемой в поиске решения задачи является выход на "поле поиска", в котором находится решение. Каждый из методов, собственно, и "охватывает" свое поле поиска. В статье [1] дано краткое описание наиболее известных методов. В работе [2, стр. 96] дана классификация методов поиска решений по типу стратегии поиска (три класса):
- эвристические методы (стратегия случайного поиска);
- методы функционально-структурного исследования объектов;
- класс комбинированных алгоритмических методов (стратегия логического поиска).
В число эвристических методов входят такие методы как [2]:
- "мозговой штурм" (А. Осборн: разделение в пространстве и во времени генераторов идей и критиков);
- синектика (У. Гордон);
- фокальные объекты (Ч. Вайтинг);
- гирлянды случайностей и ассоциаций (Г. Буш, СССР);
- списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт).
Эвристические методы не могут гарантировать получения оптимального варианта решения, так как объект специально не изучается.
К классу функционально-структурного исследования относят следующие методы [2]:
- морфологический анализ (Ф. Цвикки, 30-е гг.);
- матрицы открытия (А. Моль);
- десятичные матрицы поиска (Р. Повилейко, Новосибирск);
- функциональное конструирование (Р. Коллер);
- морфологическое классифицирование (В. Одрин).
Системный поиск (у автора [2] — систематический) есть системное исследование объекта. Стратегия поиска решения проблемы основана на составлении n-мерной статической матрицы по признакам исследуемого объекта. Ячейки в пересечениях строк и столбцов отражают все возможные реализации.
Эти методы отличаются лишь реализацией системного исследования структур и функций объектов. Это больше относится к методам математического анализа, что не входит в круг рассматриваемых здесь вопросов. По сути же, в п. 1.3. показано, что это итеративный процесс с последовательной модификацией то структур, то функций объекта с обратной связью на окружающую обстановку и на ограничения (с учетом потоков ВИР во времени).
В [2] перечислены основные этапы морфологического анализа по Ф. Цвикки.
- Формулировка задачи с указанием условий и ограничений.
- Составление структуры объекта и его функций как основы для решения задачи.
- Составление возможных вариантов реализации отдельно по каждому признаку (свойству).
- Оценка всех полученных вариантов решения задачи.
- Выбор наиболее предпочтительного варианта решения задачи.
Процедуры по пп. 4 и 5 наиболее неопределенны. На глобальном уровне можно применить метакритерий ОВИР ( п. 1.3.). Процедуры по пп. 1, 2 и 3 фактически используются и в комбинированных алгоритмических методах, в частности, и в АРИЗ. Суть структурно-функционального исследования описана в п. 1.3.
К классу комбинированных алгоритмических методов относятся [2]:
- алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ (Г. Альтшуллер, РФ);
- обобщенный эвристический метод (А. Половинкин);
- комплексный метод поиска решений технических проблем (Б. Голдовский);
- фундаментальный метод проектирования (Э. Мэтчетт);
- эволюционная инженерия (С. Пушкарев).
Поиск решений с использованием этих методов является системным и целенаправленным [2]. Рассмотрение АРИЗ как наиболее широко применяемого метода дано в следующем подразделе раздела ТРИЗ ( п. 1.3. ).
Таким образом, решение задачи зависит от характера задачи, от степени полноты и достоверности исходной информации, и от личных качеств разработчика: от его способности умело ориентироваться в информационной среде, от степени владения методологией познания и творчества.
Помимо прямого продукта творческой деятельности, отвечающего поставленной цели, возникает и побочный. В удачный момент этот побочный продукт может проявиться в виде подсказки, ведущей к интуитивному решению.
Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека (единство познания и преобразования), [2, стр. 90]. Структура творческого процесса есть последовательность этапов: Мотивация (Потребность) -> Целепологание -> Сбор Информации -> рождение новой Идеи -> формирование Образа будущего -> Воплощение в жизнь [2, стр. 94]. Причем, на каждом из этапов осуществляется поиск и выбор Функций объекта и его Структуры (для анализа обратный порядок — Структуры объекта и его Функции), см. п. 1.3.
В итоге анализа классификации на основе трех стратегий поиска оказывается более строгой классификация по двум стратегиям: неформализованные и формализованные системные методы поиска решений. При этом АРИЗ представляется как один из сценариев поиска, в который составной частью (одним из этапов АРИЗ) входит метод системных исследований (структурно-функциональный анализ, или, иначе говоря, морфологический метод).
ЛИТЕРАТУРА
- Троицкий Д.А. Современные методы поиска новых технических решений // Вопросы изобретательства/ N.4, 1988.
- Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность (создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности). Учебное пособие. — Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 1998.
Конец обзора