Проекты

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач

Г.В. Соколов

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач

/Нравственность + Одухотворенность + Логика/

1. Введение

Список литературы по данной теме составит сотни работ. Поэтому неудивительно, что прежде, чем взяться за работу с этим подразделом, необходимо было поработать с остальными главами данной сетевой страницы. С одной стороны, например, в [1] ТРИЗ причисляют к социальным технологиям (Взятышев В.Ф., МЭИ, 1997), называют эту теорию наукой об искусственных системах вообще, основателем которой признают Альтшуллера Г.С. [2]. С другой стороны, в работе Александрова Л.В. и др. [3, стр. 6] среди приведенного списка специалистов и ученых, занимающихся методологическими проблемами техники, Альтшуллер даже не упоминается. Далее эти авторы пишут:"...Полученные результаты носят фрагментарный характер, и это не удивительно: их авторы хотели получить ответы лишь на те частные вопросы, которые стояли перед ними лично в связи с решением производственных задач... Приведение в соответствие уровня методологических разработок с требованиями интенсификации общественного производства - насущная, но не решенная задача".

Здесь следует отметить два аспекта: Александров и др. по роду своей деятельности (патентные службы) призваны решать обратную задачу (классификация изобретений, их анализ, оценка), а Альтшуллер занимался прямой задачей (поиском и генерацией решений). Кроме того, у Александрова Л.В. прослеживается концептуальный подход сверху – от принципов общей теории систем, а у Альтшуллера и ему следующих авторов - подход снизу - от систематизации опыта разработок. Это пример противостояния двух аспектов: академической и отраслевой наук. Как всегда, прежде чем найти золотую середину, нужно определить крайности.

Далее на основе статистических данных стали развиваться методы активизации мышления, типовые направления поиска решений (типовые приемы) и средства разработки технических решений. При классификации всего перечисленного необходимо учесть отличие информационных технологий от информационных процессов [4]поскольку множество средств реализации каждой операции процесса всегда открыто (не ограничивается в принципе), то построить полную классификацию технологий, реализующих даже один процесс, невозможно... В то же время множество процессов, состоящих из счетного множества операций, тоже счетно, т.е. построение полной классификации процессов является вполне разрешимой задачей при условии определения множества всех возможных операций ... Комбинации только известных средств реализации операций не способны дать ничего существенно нового и всегда непродуктивны... Информационные операции могут иметь локальный или глобальный характер."

Тематика литературы по ТРИЗ охватывает буквально все области знаний: от общих законов природы до мышления человека. Главным фактором, вызывающим восторг и удивление непосвященных слушателей от ознакомления с ТРИЗ - это ощущение открытия для себя "неведомого мира". В сущности, это ощущение базируется на отличии прямой задачи от обратной ,см. п. 1.5 , то есть, на неосведомленности по общей теории систем. Однако, любая теория относится к логике, которая составляет только около 10 % от остальных составляющих мышления человека (интуиция, воля, склонности и т. п.). Поэтому так трудно осваиваются новые методы во всех областях деятельности человека, особенно в обучении. Большинство программ обучения – это запоминание материала и анализ, но никак не синтез (созидание, творчество, которое требует умственного напряжения, ответственности и усилия воли). "Мыслитель переходит от фактов к мыслям, а техник (читайте – изобретатель) – от мыслей к фактам", [6, 1910 г.].

Отсюда возникает задача – ограничить рамки ТРИЗ областью, которая может быть представлена в виде программ ЭВМ. В свою очередь, объем информации в ЭВМ ограничивается ее мощностью и требуемым временем реакции программных систем. Составляющие, которые необходимо включить в базу знаний – это: общие закономерности, закономерности предметной области, методы изобретательства, приемы поиска решений (общие и данной предметной области) и методы активизации творческого мышления. Поскольку основная функция ЭВМ – это моделирование решений и самообучение, постольку надо дополнить список составляющих ТРИЗ прогнозированием и самообучением, что призваны обеспечить экспертные системы. В соответствии с перечисленным списком и будет представлено дальнейшее содержание страницы.

Достаточно компактный и содержательный обзор ТРИЗ с системных позиций дан в работе Яковлева Б.А. [5, стр. 90]: "Современные методы поиска новых технических решений - потенциальных объектов промышленной собственности". Здесь явно выделены две ветви технического творчества (два компонента): генерация новых идей в результате созидательного труда человека (продуктивные элементы) и воспроизведение повторяющихся (репродуктивных) элементов [5, стр. 95]. К первой ветви относится тема активизации творческого мышления, а ко второй - ТРИЗ по Альтшуллеру.

Главной же проблемой самой теории ТРИЗ остается ее концептуальное построение. Ясно, что основой ТРИЗ как и любой другой предметной области, должны быть: общая теория систем: принцип триединства с критерием ОВИР, модели мира и человека, структурно-функциональные исследования, отличительные свойства прямой задачи от обратной, законы функционирования и развития.

2. Творчество и модели мышления человека

Понятие творческого мышления

Мышление - это целенаправленная сознательная деятельность (применение общего к единичному). Творчество человека есть только продолжение творчества природы ... Вся жизнь человека, вся его деятельность сопровождается решением задач, которые ему ставят его потребности, со стихийной силой ищущие удовлетворения [6, стр. 116].

Что называют творческим решением? "Это такое решение, при котором его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе", [5] (М. Генле). Такое определение вполне согласуется с ОВИР (метапараметр принципа "Триединства",п. 1.4 ). Эффективность творческого труда зависит от того, насколько он соответствует ОВИР.

"Решение творческой задачи есть увеличение степени определенности изначально неопределенных ее компонентов до уровня, достаточного для принятия решения" [7].

Возможно первое достаточно развернутое приложение принципа триединства к изобретательству и другим видам творчества представлено в работе [6, 1910 г.] – со ссылкой на Полана (Fr. Paulhan: "La Volonte", 1903 г.). "Творчество есть совокупная функция трех составляющих: желания, знания и умения. ... Благодаря этим трем "деятелям" создался тот микрокосмос, которым человек себя окружил, как второй (искусственной) природой и который называется культурой (цивилизацией)" [6 - 116]. Здесь же есть указание на отличие прямой и обратной задач: "мыслитель переходит от фактов к мыслям, а техник (читайте – изобретатель) – от мыслей к фактам". Признаками творчества Энгельмейер называет искусственность, целесообразность, неожиданность и цельность. Академиком Трапезниковым, см. "Принцип триединства", добавлена четвертая составляющая – "и успевает".

С позиции "необходимо и достаточно" можно рекомендовать обзор и классификацию методов ТРИЗ, представленные в работе [5]. Понятие творчества автором дается в следующей формулировке. Творчество есть процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека; отражение предметов и явлений объективного мира, познание цели, условий и причин возникновения и существования этих предметов и явлений. Здесь же рассмотрены объективно-субъективные отношения творческого процесса в четырех аспектах: философском, социальном, психологическом и методическом.

В философском плане – формализация может быть распространена только на репродуктивный компонент и не может рассматриваться как ключ к пониманию той части творческого процесса, которая характеризуется продуктивным компонентом [5].

В социальном – две формы отражения потребности в творческой деятельности: социальный заказ общества и выявленная субъектом потребность.

В психологическом – два подхода: исследование психологии творца-субъекта; исследование приемов, использованных творцами в созданных "продуктах" творчества. Результатом первого подхода стало рассмотрение причин "психологических барьеров" и инерционности мышления:

  • профессиональная сила привычки;
  • боязнь вторгнуться в чужую область знаний;
  • влияние авторитетов, званий;
  • наличие специальных терминов;
  • неумение переформулировать условие задачи.

Результатом второго подхода стало создание списка типовых приемов поиска решений.

В методическом аспекте – методы поиска новых технических решений и психологические инструменты.

Трудность в поиске решения и в формулировке задачи заключается в преодолении "психологических и исторических барьеров", накопленных нашим сознанием и мешающих почувствовать, увидеть эту гармонию. Кому-то это дано: как правило, тому, кто с детства приобщен к синтезу, к конструктивному мышлению. "У древних греков обучение представляло собой волевое усилие, направленное на получение информации. Память же была случайным хранилищем повседневных событий. Платон считал, что обучение, или образование, заключается в пробуждении врожденно присущих знаний. Иными словами, ученик может обучиться только тому, что уже существует в его психике" [8, стр. 528].

Творчество – это духовная деятельность. Требования к мышлению по ответственности, по напряжению, по объему перерабатываемой информации, по качеству технологии работы с информацией (контроль на достоверность, множественные и независимые источники, цикличность, время жизни) намного снижаются при отсутствии ответственности за свои решения [9]. Поэтому так мало людей, способных к изобретательству и к открытиям. Основная масса населения, начиная с учебы в школе, затем в институте, даже работая в науке, сознательно или бессознательно избегают решения творческих задач, требующих определенной культуры мышления. Более того, даже в социальном и в управленческом плане мы видим как с принципа "объединяй и управляй" общество в лице административного аппарата легко скатывается на принцип "разделяй и властвуй" [10, стр. 168], а это ведет к классово-антагонистическому обществу, в котором самоутверждение личности осуществляется за счет унижения и угнетения других (при этом сами унижаются в собственных глазах) [9]. Все элементы структуры личности в той или иной мере зависят от нравственности и мировоззрения, которые является ядром этой структуры.

Ограничения рамками стереотипного мышления подтверждаются данными [11] (США):

  • менее 20% перспективных идей поступает от профессионалов данной области знаний;
  • 30% идей – от лиц, представляющих смежные профессии;
  • 50% – от лиц, имеющих очень отдаленное отношение к данной специальности.

Модели мышления человека

В [4] рассмотрена модель информационных процессов мышления человека. Модель строится аналогично принципу триединства на трех составляющих - понятийный аппарат (сознание - "знает"), система верований (рефлексия - "верит"), система предпочтений (самоотождествление - "хочет": отсюда возникают проблемные ситуации). Сочетание этих признаков однозначно определяет субъект. Пересечение этих трех составляющих отражает свое осознанное мнение о себе (достаточное условие существования объекта). Пересечение области сознания с областью предпочтений является зоной проблем (то, что необходимо решить, но не вполне ясно как). Пересечение областей сознания и подсознания (верит) содержит свое осознаваемое мнение о мире - мировоззрение субъекта. И, наконец, пересечение областей подсознания и предпочтений отражает автоматизированный навык субъекта [4, стр. 10].

Процессом называют последовательную смену состояний какого-либо явления. Технология (сценарий) есть последовательность операций процесса во взаимосвязи со средствами реализации этих операций. Информационная операция - это отдельная законченная часть процесса (изменение содержания областей смыслового пространства субъекта).

Свойства сознания можно подразделить в порядке понижения постоянной времени в следующем порядке: [Мировоззрение, Нравственность] – Воля – Способности (духовные, умственные, физические) – Цели [12]. Все взаимосвязано прямыми и обратными связями. В свою очередь, мировоззрение можно подразделить на два условных направления - гуманное и антигуманное. Понятия зла и добра относительны во времени. В какое-то время определенное свойство мировоззрения имеет доброе, прогрессивное начало, а со временем оно может стать злым, регрессивным началом. С другой стороны, именно эти противоположные направления помогают человечеству находить "золотую середину" его развития.

Почему в сказках добро всегда побеждает зло? Потому что бессознательное человека может быть союзником сознательного (состояние гармонии) только в случае "доброго" (гуманного) сознания.

Мировоззрение есть форма модели мира, отраженная в сознательном мышлении человека.

Нравственность есть сущность модели мира, отраженная в бессознательном мышлении, в душе человека.

Культура человека есть отражение мировоззрения и нравственности (модели мира) , выражающее личное физическое и духовное состояние в прошлом и в настоящем через поведение, мышление, поступки во всех видах жизнедеятельности человека. В частности, и решение настоящих проблем на базе прошлого опыта.

Культура общества – это вторичное отражение мировоззрения и нравственности субъектов общества, набор правил поведения.

Рассмотрим факторы, которые влияют на способность человека к оценке окружающей среды, к оценке оптимума. Для этого необходимо представлять себе модель мышления человека и законы его саморазвития, самоорганизации (творчества).

Одно из свойств мышления - это его дуальность (двусторонность). Сознательное взаимодействует с бессознательным. От бессознательного аналогом мировоззрению является нравственность, совесть (соответственно вести свыше, улавливаемой душой, сердцем, "нутром" человека). Сознательное может характеризоваться степенью динамичности мышления (способностью отмечать и прогнозировать время жизни процессов, объектов).

Если принять аналогию мышления человека как сознательную и подсознательную части, которые, в свою очередь, отображаются наукой и религией соответственно, то проясняется назначение религии в цивилизации. С позиции ОВИР задачей религии и служб здоровья человека является согласование сознательного с бессознательным человека как основного условия его здоровья. Призвание религии – содействовать развитию в человеке гуманного мировоззрения. К сожалению на практике может быть наоборот – рассогласование сознательного с бессознательным и развитие антигуманного мировоззрения. Чаще всего это происходит за счет вложения капитала на эти преступные цели.

Литература

  1. Гасанов А.И. Тактика перестройки высшего образования и теория решения изобретательских задач. gasanov@ccas.ru; www.triz.minsk.by, 1998.
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское Радио, 1979.
  3. Александров Л.В. и др. Роль изобретений в разработке эффективных технологий. Учебное пособие. - М.: ВНИИПИ, 1991.
  4. Шередеко Ю.Л. Классификация информационных процессов. Когнитивные процессы // Управляющие системы и машины, 1998, N1.
  5. Яковлев Б.А. Интеллектуальная собственность (создание, правовая охрана и использование объектов промышленной собственности). Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт, 1998.
  6. Энгельмейер П.К. Теория творчества. Спб., 1910.
  7. Марков В.А., Буш Г.Я. Неопределенность и вероятность в структурах творческого мышления // Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. научных статей / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., НПО "Поиск" , 1992.
  8. Милнер П. Физиологическая психология / Пер. с англ. под ред. А.Р. Лурия: - М.: Мир, 1973.
  9. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание - М., Политиздат, 1972.
  10. Костов Ю.В. О некоторых недостатках научной идеологии и методологии //Труды 4-го международного семинара по прикладной семиотике, семиотическому и интеллектуальному управлению ASC/IC'99. Под общей ред. проф. Осипова Г.С. и Толмачева И.Л. - М., ПАИМС, 1999.
  11. Лебедева Е.А., Недотко П.А. Внедрение изобретений в промышленности США. Роль мелкого исследовательского бизнеса. - М.: Наука, 1984.
  12. Соколов Г.В. Опыт по развитию ноги с ограничениями (модификация ортеза, мировоззрение и здоровье). Изд-во "Книжица", "Наука" РАН, г. Новосибирск, 1997.

Конец обзора