от АВТОРА

Давыдова Елена Владимировна,
учитель информатики 
средней общеобразовательной школы с углубленным изучением математики, информатики, физики №444 города Москвы

http://SCHOOLS.KELDYSH.RU/SCH444

 

Новые информационные технологии - уникальный инструмент для развивающего обучения школьников: мультимедийные проекты, виртуальные миры, общение с помощью глобальных сетей - вот что в настоящее время является актуальным и притягивает к себе с каждым годом все большее количество учащихся. С помощью электронных средств телекоммуникации облегчается процесс общения и доступа к нетрадиционным источникам информации. Для глобальных сетей нет границ. Вы можете легко общаться с соседом по дому, с товарищем из другой школы, с родственником или знакомым, который живет в другом городе, можете познакомиться с близким по интересам человеком из далекой Австралии или Америки, побывать в виртуальном музее, получить необходимую информацию из библиотеки.

При изучении информатики, как, впрочем, и любого другого предмета, учитель старается осветить исторические моменты, связанные с конкретным предметом. Рассказывает о жизни знаменитых людей, об их вкладе в развитие науки, о технических изобретениях. Материал выбирается из множества литературы. Для большей наглядности учащимся показываются фотографии, репродукции, технические изобретения в действии. Еще более интересной формой является посещение музеев и библиотек. Но для России с обширными территориями, географически удаленными от центра окраинами, с ее социально-экономическим состоянием очень важно, чтобы ученик сельской школы мог пользоваться всеми возможностями, как и учащийся крупных городов, в которых есть музеи и библиотеки. 

В США, Англии, Германии, Австралии, Португалии, Японии существуют сотни компьютерных музеев, как реальных, так и виртуальных. Здесь можно найти биографии ученых, выдающихся разработчиков и программистов, президентов крупнейших компьютерных компаний, сведения по архитектуре того или иного компьютера и даже программные эмуляторы, позволяющие выполнить уцелевшую программу, написанную для конкретной машины. 

Самый популярный сайт, содержащий каталог компьютерных музеев и выставок - The Virtual Museum of Computing (VMoC) (http://vmoc.museophile.com/) посещают ежедневно более чем 300 человек. Он был открыт 1 июня 1995 года и включает коллекции ссылок Всемирной паутины. Здесь вы сможете найти много полезной информации и по истории развития вычислительной техники, и справочную информацию о пионерах вычислительной техники, и об истории компьютерных фирм. Но познакомиться с этими музеями могут только те, кто владеет английским языком.

И еще один момент, который заставил задуматься о создании Виртуального музея, содержащего информацию о развитии вычислительной технике в России. В Интернете полностью отсутствует информация о России, не упоминаются такие великие имена как Алексей Андреевич Ляпунов, Сергей Алексеевич Лебедев. А ведь с именами этих людей связана целая эпоха в развитии вычислительной техники. К сожалению, юное поколение не знает, что не в столь далекие 50-60-е годы советская вычислительная техника не только не уступала, но по некоторым параметрам и превосходила западную технику. Примером может служить советско-американский космический полет "Союз-Аполлон", управление которым осуществлялось новым вычислительным комплексом на основе БЭСМ-6. Обработка телеметрической информации осуществлялась почти на полчаса раньше, чем у американцев.

Все это привело к мысли создать свой Виртуальный музей информатики – проект, который мы представляем. Это стало возможным благодаря совместной инициативе в рамках проекта "Московского образовательного Интернета" компании "МТУ-информ" и Московского комитета образования, идея которого обеспечить каждой московской школе возможность бесплатного выхода в Интернет.

Создание музея – дело кропотливое:

  • поиск интересных материалов в библиотеках, книгах, журналах, на различных сайтах в Интернет,
  • подготовка найденного материала для создания музея (сканирование изображений, подготовка текста с помощью текстовых редакторов, изучение средств создания гипертекстовых документов).

Что же представляет наш чтобы Виртуальный музей ИНФОРМАТИКИ?

Он состоит из четырех разделов:

"Галерея портретов" - краткие очерки о жизни людей, посвятивших себя созданию вычислительной технике;

"История в лицах" - основные события, связанные с развитием вычислительной техники и информатики в мире, начиная с 30 тыс. до нашей эры;

"Музеи мира" - перечень виртуальных музеев мира, которые вы сможете посетить;

"Россия" - история развития вычислительной техники у нас в России, перечень наиболее известной вычислительной техники, разработанной российскими учеными;

"Поколения компьютеров" - краткая характеристика пяти поколений вычислительной техники;

"Языки программирования" - в этом разделе вы можете познакомиться с эволюцией  языков программирования, их особенностями;

"Материалы журналов" - интересные статьи из журналов по истории информатики;

"Литература" - список литературы, которой можно воспользоваться для того, чтобы больше узнать.

Каждая страница (около 152 страниц содержит музей) является прототипом зала музея, в котором информация подобрана в соответствии с хронологической последовательностью, представленные экспонаты (около 330 графических изображений содержит музей) довершают полную иллюзию посещения музея. Для того чтобы увидеть, например, машину Паскаля вам не обязательно тратить время и деньги для долгого перелета во Францию, а чтобы увидеть первую советскую вычислительную технику, вам не понадобится "машина времени". Для полного комфорта не хватает лишь голоса экскурсовода, но мы думаем, что это дело времени. 

 

физико-математическая общеобразовательная
школа-лаборатория №
444
SCH444.edu@mtu-net.ru